fbpx

Риск миокардита и тромбоза венозных синусов после вакцинации от COVID-19 очень низок, потенциальная польза вакцинации значимо выше: заявления AHA/ACC, отчет рабочей группы центра по контролю и профилактике заболеваний США

Рабочая группа центра по контролю и профилактике заболеваний (США), занимающаяся осложнениями вакцинации против COVID-19, опубликовала отчет о частоте миокардита как возможного осложнения вакцинации (https://www.cdc.gov/). Эксперты сообщают, что частота миокардита, выявленного после вакцинации, и теоретически имеющего связь с вакцинацией, очень низка. Суммарная частота миокардита в когорте вакцинированных не превышает средние значения за предшествующие годы. Данные случаи, потенциально связанные с вакцинацией, чаще выявляются в следующих ситуациях: у молодых пациентов и подростков, у мужчин, после второй дозы вакцины, через 4 суток после вакцинации. Вслед за этим Американская Ассоциация Сердца и Американская Коллегия Кардиологов подготовила документ, отражающий позицию этих профессиональных кардиологических сообществ: польза вакцинации очень высока несмотря на потенциально возможные редкие сердечно-сосудистые поствакцинальные осложнения (https://newsroom.heart.org/news/covid-19-vaccine-benefits-still-outweigh-risks-despite- possible-rare-heart-complications).

Также в данном документе еще раз озвучивается позиция сообществ о подходах к коррекции такого очень редкого потенциального осложнения вакцинации, как тромбоз церебральных венозных синусов и тромбоцитопения - т.н. с-м поствакцинального тромбоза-тромбоцитопении (https://newsroom.heart.org/). Эксперты напоминают, что частота выявления этого осложнения после перенесенного СOVID-19 в 8-10 раз выше, чем после вакцинации. Для лечения этого состояния следует использовать негепариновые антикоагулянты (из доступного в РФ – фондапаринукс, бивалирудин, ПОАК). При числе тромбоцитов менее 20 тыс/мкл или при выраженном снижении уровня фибриногена, доза антикоагулянтов должна быть снижена. Следует определять концентрацию антител к комплексу гепарин-тромбоцитарный фактор 4.

Несмотря на очень низкую частоту потенциальных сердечно-сосудистых осложнений вакцинации, врачи должны быть насторожены в этом отношении и обращать внимание, прежде всего, на следующие симптомы: боль в груди, включая внезапные, резкие, колющие боли; затрудненное дыхание / одышка; непривычное сердцебиение; сильная головная боль; нечеткое зрение; обморок или потеря сознания; слабость или сенсорные изменения; проблемы с речью; судороги; необъяснимая боль в животе; вновь возникшая боль или отек нижних конечностей.

Текст: Шахматова О.О.